Комплекс «Арт Хаус» в Москве. Кирпичный дух места

Комплекс «Арт Хаус» в центре Москвы, спроектированный «Сергей Скуратов Architects», – обладатель характерных «художественных» фасадов из немецкого клинкера Gillrath (концерн Janinhoff).

Janinhoff Klinkermanufactur (9).jpg

В районе Воронцова поля и Яузского бульвара столичной парадности почти нет, зато сохранился дух старой Москвы – очень разнообразной, тихой и зеленой. Здесь за любым поворотом переулка может скрываться подарок для любителя архитектуры, к числу которых в 2012 добавился еще один экспонат: комплекс «Арт Хаус» по проекту «Сергей Скуратов Architects».

Это первый объект в масштабном замысле компании State Development: проект «Арт Квартал» площадью 510 гектаров на Яузе предназначен для творческих людей и институций сферы искусства, но это также и новая по качеству среда для всех горожан. Большое значение в создании этой новизны играет смелая, качественная, глубоко индивидуальная архитектура – совсем как у «Арт Хауса».

Janinhoff Klinkermanufactur (5).jpg

Эти два корпуса на берегу Яузы необычны даже по меркам этого богатого на архитектурные сюрпризы района. Они появились как безапелляционно современные «объекты искусства», напоминающие при этом об архетипическом городском доме: средняя этажность, двускатная кровля, кирпичные стены, ряды окон. Но с первого взгляда понимаешь, что эта «обычность» только подчеркивает отличия.

Количество деталей, многообразных и обильных в соседних постройках, здесь сведено к минимуму, а насыщенный темный цвет фасадов еще усиливает цельность формы: образ «Арт Хауса» строится на динамичном, уходящем от ортогональности силуэте, два его корпуса кажутся тенями, отпечатками на фоне города и неба. Это архитектура как скульптура, где пластика важнее всего.

Janinhoff Klinkermanufactur (10).jpg

Современные здания в старой части города часто включают в себя отсылки к истории, но очень редко эти отсылки сделаны с такой экспрессией, как здесь. Дома, внедрившись в глубь культурного слоя, стоят значительно ниже уровня улицы и окружены характерными «раскопами», как у 500-летних храмов и палат. Они вырастают из почвы совершенно органически, недаром сам Сергей Скуратов сравнил их с грибами, основание ножки у которых неровно и покрыто комьями земли, а выше постепенно выглаживается (к этой метафоре мы еще вернемся).

Одновременно «Арт Хаус» – вполне функциональное сооружение, с качественными, продуманными интерьерами. Первые этажи, заглубленные в грунт и потому получившие дополнительные квадратные метры, предназначены под художественные галереи и подобные учреждения, выше расположены квартиры с высокими потолками, сопоставимыми со стандартом лучших доходных домов рубежа XIX – XX веков, поэтому здесь можно легко обустроить художественную мастерскую – это же «Арт Хаус» в «Арт Квартале», любой найдет здесь вдохновение для занятий искусством! Это, как и все дома «Сергей Скуратов Architects», не просто жилье, но определенный сценарий жизни, где имеет значение каждая деталь.

Janinhoff Klinkermanufactur (6).jpg

Важнейшую роль здесь играет облицовка фасадов. Сергей Скуратов очень ценит кирпич, хорошо знает и мастерски использует его свойства, а также предпочитает в своих проектах «мономатериальность», обычно фокусируясь на одном материале и выявляя все его лучшие качества, его характер. Но даже в портфолио Скуратова сложно найти второй настолько выразительный проект, как «Арт Хаус». Пластический замысел оживает, раскрывается, поражает воображение зрителя именно благодаря кладке фасадов, которой – ожидаемо – было уделено при проектировании и строительстве очень большое внимание.

Для проекта был выбран клинкерный кирпич из кольцевой печи, который изготовляют на заводе Gillrath (входит в концерн Janinhoff): это 150-летнее семейное производство на западе Германии, в Рейнской области, на границе с Нидерландами. Кольцевая печь, где обжиг ведется при температуре до 1200 °C в течение 12–15 дней, дает клинкеру беспримерные по богатству колорит и фактуру. Особенность продукции Gillrath – пластические, изогнутые кирпичи, которые приобрели такую форму от крайне высокой температуры обжига. От сильнейшего жара они также получают стекловидные или напоминающие металл участки поверхности: блестящие черные или золотистые. В печи кирпичи порой сплавляются друг с другом: так возникают контактные пятна, также превращающие каждый экземпляр клинкера Gillrath в уникальный.

Janinhoff Klinkermanufactur (11).jpg

Janinhoff Klinkermanufactur (8).jpg

Строительство «Арт Хауса» завершилось более 10 лет назад, еще в 2012-м, но кирпич на его фасадах выглядит идеально, как будто комплекс возвели вчера. Сложный климат и экологические проблемы мегаполиса никак не изменили вид и физическое состояние клинкерной кладки: «Арт Хаус» остается точно таким, каким задумал его архитектор.

Сергей Скуратов, работая над проектом, использовал его укорененность в грунте, культурном слое (то самое расположение ниже уровня улицы) для «органической» метафоры, которую мы уже упоминали выше. Он сравнивает свои два дома с грибами, неразрывно связанными с почвой, из которой они вырастают. Поэтому архитектор изначально, еще изучая продукцию на заводе Gillrath, решил обогатить кладку нижней части фасадов «кривыми», выступающими кирпичами, как будто это основание ножки гриба с комьями земли, обрывками грибницы и прочими неровностями. Выше таких кирпичей становится меньше – «гриб» выглаживается: их сменяют поблескивающие как металл кирпичи с оплавленной поверхностью.

Janinhoff Klinkermanufactur (4).jpg

Такой индивидуальный, кастомизированный подход к облицовке фасада возможен только благодаря ручной сортировке кирпича, которой занимаются на заводе Gillrath. Многолетний опыт сотрудников этого предприятия позволяет обеспечить заказчику именно тот цвет и фактуру, которая выбрана им для проекта. То же касается и процента «кривых» кирпичей на каждом конкретном квадратном метре фасада.

Важно особо остановиться на технических решениях (и достижениях), которые позволили воплотить в жизнь архитектурный замысел. Если стены «башни» в глубине квартала получили облицовку клинкером по системе вентилируемого фасада, то его кровля, как и кровля и фасады протяженного здания вдоль Яузы, покрыты клинкером по кардинально иной технологии (полученное в результате единство облицовки и дает «Арт Хаусу» его глубоко цельный и выразительный облик).

Janinhoff Klinkermanufactur (1).jpg

Чертежи московских архитекторов детализировало немецкое инженерное бюро: по ним было изготовлено около 200 бетонных элементов разных размеров и форм для стен, кровли и откосов. В ходе их производства от лицевой поверхности кирпича отпиливалась плитка толщиной 25 мм и выкладывалась внешней поверхностью вниз в формы, затем формы заливались бетоном, и плитка оказывалась интегрирована в готовые изделия. Эти облицовочные элементы крепились на стальные направляющие поверх слоя утеплителя (оба корпуса возведены из монолитного бетона толщиной 250 мм – и стены, и кровля).

Janinhoff Klinkermanufactur (2).jpg

Для крыши и фасадов схему кирпичной кладки разработали совместно с немецкими специалистами и строго ее придерживались. Скуратов оценил ее первый «эскиз» еще на заводе и тщательно следил за реализацией на стройплощадке. В основе – три цвета: красно-терракотовый, серо-серый и коричневый. Пропорция, в которой они сочетаются, меняется в зависимости от корпуса («башня» и протяженное здание вообще отличаются друг от друга) и высоты этажа. Так возникает действительно органическая, совершенно не монотонная, но при этом – что заложено самой природой кирпича – единая ритмически и визуально поверхность фасадов, усиливающая формальную композицию проекта.

Janinhoff Klinkermanufactur (7).jpg

Клинкером облицован и стилобат, объединяющий оба корпуса и скрывающий под собой подземную парковку. На уровне земли кирпич дополнен сталью COR-TEN® с ее узнаваемым бархатистым слоем ржавчины. Она оформляет въезд в гараж, его вытяжки, ворота трансформаторных, цокольные и подпорные стенки «башни». Ржавая поверхность формируется у этой специальной, весьма прочной стали быстро, но глубже коррозия не проникает: внешний слой защищает металл от дальнейшей порчи, поэтому COR-TEN® можно использовать именно так, как сделано в «Арт Хаусе» – на уровне земли, во влажной среде, в том числе в ландшафтном дизайне.

Роскошные поверхности, радующие глаз и ладонь, сочетающие традиционный ремесленный подход и тщательный ручной труд с возможностями новейших технологий, привлекают к «Арт Хаусу» внимание в самом начале знакомства и остаются в памяти навсегда. Название дано ему удачно: это действительно высокохудожественный объект, важное дополнение к ландшафту города, стимул для развития района между Яузским бульваром и Серебрянической набережной и замечательное произведение архитектуры, от общего силуэта до каждого клинкерного кирпича.

Janinhoff Klinkermanufactur (3).jpg

Комплекс «Арт Хаус» в Москве

Заказчик: State Development (Россия)
Архитекторы: «Сергей Скуратов Architects» (Россия)
Клинкерный кирпич из кольцевой печи завода Gillrath (входит в концерн Janinhoff) (Германия).
Строительство: 2007–2012.Номинант Urban Awards 2017

Награды
Номинант Urban Awards 2017
Дом года 2013
Лауреат премии «Золотое Сечение-2013»
Лауреат независимой премии в области Российской архитектуры “ARX AWARDS-2006” в номинации «Проект здания/комплекса».
Диплом 1 степени АРХ МОСКВА 2006 в номинации «Лучший проект»


Продуктовая линейка

Janinhoff Klinkermanufactur STP-GR-401 Германия
Клинкерный кирпич
Размер
Цена (м²)
по запросу
Цена (шт.)
по запросу

Галерея